Эффективные формы работы с родителями
Разделы: Внеклассная работа | Работа с родителями |
- Сотрудничество педагогов и родителей.
- Программа курса “Родительско–детские отношения”.
- Совместная интеллектуальная деятельность детей и родителей.
- Программа “Интеллектуальная семья”.
- О лицее, себе и семье.
Введение
Перемены, происходящие в нашей сегодняшней жизни, касаются не только взрослых, они напрямую затрагивают и детей. У государства не хватает средств на материальное обеспечение образовательных учреждений. Некоторые учителя считают, что школа должна только обучать, а внеурочные воспитательные дела не нужны. У родителей же просто не хватает сил, времени, знаний, умений, – они заняты проблемами, связанными с работой, материальным обеспечением семьи, личными неурядицами.
И если в образовательных учреждениях сейчас проходит период “безвременья”, и появляются интересные разнообразные формы организации ученического самоуправления, привлекательные, содержательные виды внеурочной деятельности, то родители, по–прежнему, ссылаются на свою занятость и все более возрастающие проблемы, якобы не позволяющие им заниматься воспитанием своих детей. Семейные конфликты обостряются. В стране совсем слабая нормативно–правовая база в отношении обязанностей и ответственности родителей за воспитание свои детей.
Мы в МОУ “Лицей” г. Междуреченска убеждены, что работе с родителями необходимо уделять особое внимание, нам нужно находить новые активные формы совместной деятельности.
Положительный опыт работы в этом направлении мы и предоставляем вашему вниманию.
- Сотрудничество педагогов и родителей.
Конечная воспитательная цель родителей – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни. Педагоги образовательного учреждения ставят ту же цель, только несколько иначе ее формулируя. Достижение цели возможно только совместными усилиями.
Формы и методы сотрудничества:
- Посещение семьи ученика.
- Индивидуальные беседы.
- Собрания родителей:
- психолого–педагогический всеобуч родителей;
- общие собрания родителей и учащихся, различные формы их проведения – диспут, дискуссия, интеллектуальный брейн–ринг, ролевые и деловые игры, праздники (традиционные, семейные).
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества [1]:
- Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
- Взаимное уважение.
- Справедливость по отношению к детям и родителям.
- Повышение авторитета родителей.
- Соблюдение принципов педагогической этики.
- Программа курса “Родительско–детские отношения”
Данная программа рассчитана на группу детей и родителей в количестве 10–14 человек (5–7 пар “родитель–ребенок”).
Возраст детей – 12–14 лет (возраст детей может выходить за указанные рамки, но программа апробирована именно на этой возрастной категории.)
Продолжительность одного занятия – 2–2,5 часа.
Частота встреч – 1–2 раза в неделю.
Проблема родительско–детских групп очень актуальна.
Дети готовы учиться общению с родителями, к получению совместного эмоционального опыта, к разделению ответственности с близким родным человеком. У многих родителей такой готовности нет.
Работа родительско–детских групп важна и необходима. Детей важно учить ответственности за свою позицию в семейных отношениях, способам установления контакта в различных ситуациях общения (благоприятных и конфликтных), навыкам ассертивного поведения. У взрослых людей в результате таких занятий формируется мотив для личностной работы. Ведь путь к сердцу ребенка проходит через тайники нашей собственной личности. Доверие к себе рождает доверие к своему ребенку.
На занятиях формируется такое пространство, где участники группы, выходя из привычных семейных условий, попадают в другие, созданные особым образом, где родители и дети могут по–новому взглянуть на свои отношения, поменяться местами, говорить о своих чувствах и чувствах партнера, на равных вести разговор об ответственности и подойти к самым сокровенным вопросам доверия.
В этих особых условиях, через телесно–ориентированные упражнения, игру, метафору, притчу, моделирование ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают знания по психологии, имеют возможность здесь же актуализировать знания, научиться навыкам эффективного общения.
Цель проведения занятий курса – оказание помощи родителям и детям в улучшении их взаимоотношения.
Основные задачи:
- Информирование. Носит тезисный характер и занимает 10–15 минут каждого занятия.
- Обучение:
а) практическим навыкам эффективного общения;
б) установлению партнерских отношений в семье;
в) приемам саморегуляции;
г) способам установления контакта.
Виды работ:
- дыхательные и релаксационные упражнения;
- психогимнастика;
- ролевые игры;
- упражнения в парах, в подгруппах;
- специальные упражнения для отработки определенных коммуникативных навыков;
- элементы арт–терапии:
- упражнения с использованием неструктурированного материала;
- метафоры, притчи;
- телесно–ориентированные упражнения;
- дискуссии.
Структура занятий может быть следующей:
- актуализация цели, имеющихся знаний участников;
- разминка (создание необходимого психофизического состояния);
- упражнения, ролевые игры, позволяющие участникам осознать свои качества, способности и проблемы;
- выполнение упражнений, направленных на выработку навыков эффективного общения, разрешение поблемных ситуаций;
- рефлексия.
Тематический план
Тема занятий |
Кол–во часов |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
Темы и содержание занятий.
- “Здравствуйте, это я!”
Знакомство. Самопрезентация.
Принятие правил работы в группе.
Определение основных проблем общения в семье.
Упражнения на формирование базы доверия.
Рефлексия.
- “И дождь, и солнце…”
Составление словаря эмоций и чувств.
Рефлексия, анализ собственных эмоциональных состояний.
Беседа: какие эмоции и чувства помогают в общении.
Информирование: приемы снижения эмоциональной напряженности.
Упражнения на отработку практических навыков.
Индивидуальная работа с незаконченными предложениями (Я огорчаюсь, когда… Очень рад, когда, …)
Работа в парах (ребенок–родитель).
Рефлексия.
- Критерии эффективного общения.
Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на формирование базы доверия, улучшения настроения).
Актуализация основных моментов прошлого занятия.
Работа в парах – коммуникация чувств.
Рефлексия в круг.
Беседа: что помогает нам в общении, что мешает.
Информирование: критерии эффективного общения.
Работа в группах (1 группа –родители, 2 – дети), нахождение способов поведения для соблюдения критериев эффективного общения в конкретных ситуациях.
Проигрывание ситуаций.
Рефлексия.
- Принципы эффективной обратной связи.
Психогимнастика.
Актуализация знаний и опыта прошлого занятия.
Информирование: принципы эффективной обратной связи.
Упражнения на отработку практических навыков.
Подвижная игра.
Коммуникативное рисование.
Рефлексия.
- Контакт, еще контакт!
Проговаривание эмоциональных состояний.
Ситуационная игра “В чужом городе”.
Анализ ситуации.
Информирование.
Сухое упражнение на закрепление полученной информации.
Коммуникативный танец.
Рефлексия.
- Методы убеждений, приемы аргументации.
Психогимнастика.
Рефлексия предыдущего занятия и прошедшей недели.
Решение задач: Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов, затем продал за 7, потом занял 1 доллар и купил лошадь за 8 долларов. Продал ее за 9. Сколько долларов у него осталось?
Информирование: приемы убеждения, аргументирования.
Отработка практических навыков:
дискуссия (группа родителей) “Свои эмоции нужно проявить открыто”,
(группа детей) “Следует сдерживать свои эмоции”.
Работа в парах. Разговор:
а) стоя спиной друг к другу;
б) один стоит, другой сидит;
в) глаза в глаза;
г) держась за руки.
Рефлексия.
- Стили общения в семье.
Упражнение “Слепой и поводырь”.
Рефлексия.
Упражнение “Я – образ”.
Рефлексия.
Информирование: стили общения.
Опрос: участникам группы предложено выбрать желаемое и реально существующее отношение в семье.
Рефлексия.
Телесно–ориентированное упражнение.
Рефлексия.
- Установление партнерских отношений.
Дыхательное упражнение “Игрушка и насос”.
Повтрение правил работы в группе.
Актуализация полученных знаний.
Подвижная игра “Птицы и птицелов”.
Рефлексия.
“Права и обязанности”. Работа в подгруппах: дети составляют права и обязанности родителей, родителей – детей. Затем совместная работа, оформление общего стенда.
Рефлексия.
Информирование: этапы установления партнерских отношений.
Обсуждение.
Коммуникативный танец.
Рефлексия.
- Алгоритм принятия решений.
Психогимнастическое упражнение “Олень”, “Струна”, “Ватка”, “Баба Яга в ступе”, “Цветок”, “Рога Оленя”.
Рефлексия предыдущих занятий.
Оформление стенда “Что нам помогает в общении”.
Информирование: приемы снятия эмоциональных напряжений.
Отработка практических навыков.
Имитационные ролевые игры на отработку полученных знаний.
Рефлексия.
- Сотрудничество.
Лепка из соленого теста левой рукой.
Рефлексия.
Работа в парах (родитель – ребенок):
Сказка о двух существах (из соленого теста);
Строительство жилья для них;
Коммуникация чувств.
Рефлексия.
Лепка из пластилина “Каким я был до совместных занятий, каким стал сейчас”.
Рефлексия.
Совместная интеллектуальная деятельность детей и родителей.
Программа “Интеллектуальная семья”
Пояснительная записка
Интеллектуальная деятельность имеет первостепенное значение в МОУ “Лицей” г. Междуреченска. Предметные олимпиады, выездные школы, учебно–исследовательская деятельность, тематические Дни науки, интеллектуальные брейн–ринги и марафоны – систематические формы работы в этом направлении.
Мы убеждены, что родителей к такой деятельности привлекать можно и нужно. Не для того, конечно, чтобы выявить их способности и повысить интеллектуальный уровень. Прежде всего, в совместной интеллектуальной деятельности родители и дети учатся слушать и слышать друг друга, работать командой, у них появляются эмоциональные переживания, радость и гордость за свою семью, друг за друга.
Цель программы:
- поддержка творческих интересов семей, их потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии;
- содействие сотрудничеству образовательного учреждения с семьями;
- укрепление дружеских семейных отношений;
- ориентация детей и родителей на получение знаний об истории своей семьи, города, России для формирования патриотических чувств и гражданского сознания.
Содержание программы рассчитано на лицеистов 1–11–ых классов и их родителей.
Программа состоит из 10 тематических блоков.
Месяц |
Название блока |
Краткое описание блока |
|
“Здравствуйте – мы Вам рады!” |
Проведение совместных с родителями праздников, походов, выставок, интеллектуальных брейн–рингов. Изучение запроса на образовательные услуги. |
|
“Мой лицей!” |
Проведение совместных праздников: День науки (19.10.03), День лицея” (25.10.03) |
|
“О Росс! О доблестный народ!”” |
Семейный интеллектуальный марафон “Великая, единая и нерушимая Россия. Ее культура, наука, язык, история” |
|
“Моя мама – лучший друг” |
Конкурс семейного плаката и творческих работ. |
|
“Первооткрыватели” |
День науки “Первооткрыватели” в начальной школе (22.12.03) |
|
“Исследователи” |
Лицейские слушания учебно–исследовательских работ учащихся 5–11–ых классов (привлечение родителей в жюри) (19–30.01.04) |
|
“Эстафета мужества” |
Творческие встречи с родителями, участниками локальных войн. Конкурс творческих работ. |
|
“Семь+Я” |
Рассказы о своей родословной “Семейные коллекции”, Конкурсы семейных рассказов “Письмо маме”, “Подарок моей мамочке”, Семейные династии в профессиях (поисковая работа), |
|
“С любовью к городу” |
“Страницы истории родного города” Фотоконкурс “Любимые места отдыха нашей семьи” Акция “Ровесники города” |
|
“Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны” |
Поисковая работа. Создание музея. Конкурс творческих литературных работ. |
В интеллектуальные, творческие задания для семей (например, “Интеллектуальный семейный марафон”) мы вводим вопросы–обращения, просим высказать свое отношение к лицею, подумать о его символике, рассказать о своей семье.
О своем образовательном учреждении всем хочется рассказать в стихах. Их очень много, и мы готовим целый сборник.
Мой родной лицей!
Сколько много в нем детей!
Всем он дружбу предлагает,
Настроенье поднимает.
Уму–разуму всех учит,
Все здесь знания получат.
Токарев Виталий, 4 “б” класс.
Нам в лицее интересно!
И не скучно, и не тесно!
Междуреченский лицей – место не простое!
Выпускает в свет детей – племя “золотое”!
Спиридонов Александр, 9 “в” класс.
Недавно я пришел в лицей.
Как будто школа, как и раньше,
Но все намного веселей,
И взгляды искренней, бодрей,
И стали мы немного старше.
Все то же самое, но все ж,
Учителя чуть–чуть построже,
И вот опять зовут нас в класс,
Они заботятся о нас.
Они нас учат новым знаньям,
Искусству жить и как дружить.
Неважно, кем мы станет дальше,
Мы будем Родине служить!
Шаманаев Дмитрий, 5 “а” класс.
Но самая главная ценность, когда в совместной деятельности рождаются замечательные рассказы о своей семье:
- Что можно рассказать о нашей семье? Все мы очень разные. У нас разные характеры, темперамент, увлечения. Но, вместе с тем, есть немало вещей, объединяющих нас. Например, любовь к животным, к путешествиям. Мы не умеем себя рекламировать. Но, наверное, такой опыт тоже нужен. Раздумывая над тем, что написать о НАС, мы пришли к выводу, что главное для всех нас то, что мы все вместе., что все здоровы и никому не угрожает опасность. Мы просто любим друг друга.
Семья Спиридоновых.
- О нашей семье можно рассказать много хорошего. Мои папа и мама – уважаемые люди, и я их очень люблю. Я очень горжусь своими родителями – это мои самые верные друзья. Они всегда придут на помощь ко мне и к другим, кто в этом нуждается.
Мой папа очень добрый, умный и порядочный человек. Я его люблю и стараюсь быть на него похожим. Папа очень любит стариков, он заботится о моих бабушке и дедушке, помогает нашим соседям, людям преклонного возраста.
Моя мамочка – очень мудрая женщина. Мы с папой ее очень любим. Она такая красивая! Мама заботится о нас, в трудную минуту всегда рядом, и все неприятности уходят сами собой.
Мои родители – замечательные люди. И я стараюсь быть достойным сыном. Я хорошо учусь, уважаю старших, не обижаю малышей, на меня можно положиться в любом деле. Думаю, что я достойный лицеист, и в будущем, хочу быть полезным и нужным людям.
Семья Крутиковых.
Литература:
1. Ложникова Н.А. Педагоги и родители школьников: взаимопонимание и сотрудничество. – Кемерово, 1996